Спрашивали — отвечаем

 

 

Как подготовить к первой Исповеди семилетнего ребенка?

Подготовка ребенка к первой Исповеди — очень ответственное дело. До семилетнего возраста младенец еще не ответственен пред Богом за свои действия, и потому ему не нужна Исповедь. Он может причащаться Святых Христовых Таин, не прибегая перед этим к Таинству Исповеди. В семь лет ситуация меняется. Из младенца ребенок становится отроком и уже должен отвечать перед Богом за свои поступки. Можно приучать ребенка к покаянию и с более раннего возраста. Но практика Церкви требует от ребенка Исповеди с семи лет. Господь нам не будет ставить в вину то, что мы совершали в несознательном, младенческом возрасте.

Важно объяснить отроку, что он исповедуется не батюшке, а Самому Богу, Который видит и знает все, но хочет, чтобы мы сами честно признались и раскаялись в своих плохих поступках. Батюшка лишь помогает нам вспомнить наши грехи и читает над головой кающегося специальную молитву, в которой просит Бога простить нас, и властью, данной ему от Бога, прощает и разрешает грехи. Желательно родителям напомнить ребенку то, что он делал плохого, и записать все на листочке. Желательно также предупредить священника, что ребенок исповедуется первый раз в жизни, чтобы тот хотя бы немного побеседовал с ним. Можно купить книжечку «Детская Исповедь», где перечисляются грехи, свойственные детям. А это — и непослушание родителям, и скверные слова, и жадность, и сластолюбие. Да мало ли грехов у каждого из нас!.. И даже у семилетних чад наших. Важно вовремя эти грехи увидеть и исповедать их, а потом стараться их больше не повторять.

Как правило, мы исповедуемся перед Причастием. Семилетнему ребенку для начала нужно хотя бы один день попоститься, а родителям прочитать ему вслух молитвы к Причастию. И обязательно объяснить ему, что мы причащаемся Божественной пищей — Святыми Тайнами, поэтому с утра ничего не пьем и не кушаем. Про Тело и Кровь Христа ему говорить, конечно, нужно, но постарайтесь найти такие слова, чтобы ребенок смог своим чистым детским сердцем правильно это понять. Но ни в коем случае нельзя говорить ни про какие «компотики», как это часто делают в страшном неведении некоторые родители. Старайтесь в ребенке воспитывать благоговейное отношение к церковным Таинствам.

Как готовиться к таинству Венчания, что нужно с собой иметь?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Желательно, чтобы будущие супруги за три-четыре дня или в самый день Венчания подготовились и приступили к Таинствам Исповеди и Причастия.
Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
Иконы Спасителя и Божией Матери, обручальные кольца, венчальные свечи (можно купить в храме).
Белое полотенце (рушник для подстилания под ноги).

В чем значение Венчания?

Таинство Венчания
Венчание — это великое Таинство. Это событие, которое соединяет души двух людей и кардинально меняет их жизнь, как духовную, так и мирскую. Настоящий православный брак — Таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию. Церковный брак — это Таинство, в котором подается благодать Божья для духовного единства и благословенного рождения и воспитания детей, для преодоления семейных трудностей и совместного стяжания радости Небесного Царствия.
Ко всякому Таинству человек должен приступать только осознавая его смысл и принимая его как великую благодать Божию, при соблюдении соответствующих условий.
Церковью не допускается четвертый и пятый браки. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой). Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным. Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, даже не венчанного, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Венчание же при соблюдении православного отношения дает силы и способность сохранять свой брак в любви и верности, благословляет супругов на совместное служению Богу, рождение и воспитание детей, стяжание радости и спасения в вечности.

Что такое Крещение? Почему оно называется таинством?

РАЗГОВОР О ТОМ, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.

Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. С того времени жизнь Адама и Евы приобрела свой Смысл: любить все творение Божие, любить друг друга и больше всего любить Бога, как Источника этой любви.

Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому Смыслом человеческой жизни стало также то, чтобы быть рядом с Богом.

ГРЕХОПАДЕНИЕ было предательством любви, которое было совершено первыми людьми. Они разменяли любовь к Богу на желание быть самостоятельными, автономными. Утратив любовь, они отдалились от Бога. Между ними и Богом была воздвигнута некая стена, которая препятствовала им общаться с Ним и быть с Ним в единстве.

Удалившись от Источника жизни – Бога, – люди получили смерть. Смерть была двоякой. Во-первых, духовной, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Человек в своей духовной смерти разлагается на гордость, ненависть, зависть, лукавство и т.д., которые являются для него малым адом.

Во-вторых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют ее предтечи: телесные немощи, болезни, старость.

Удаленность людей от Бога повлияла на все человеческое общество, введя разложение в самые его основы. Это выразилось в возникновении социальной несправедливости, вражды, войн и т.д.

ОДНАКО, хотя люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания или Библии.

ЦЕНТРОМ истории спасения человечества стало событие Боговоплощения, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек.

Это был Богочеловек (то есть Бог и человек) Иисус Христос.

Он принял на Себя падшее, в клочья изодранное грехом человеческое естество, чтобы исцелить Его Собой, заживить его раны и соединить со Святой Троицей. Через Боговоплощение совершилось великое Таинство Воссоединения человека с Богом, Таинство Спасения.

Господь и Бог наш Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже Его учениками в Евангелиях, был схвачен по зависти иудеями, принял самые унизительные и жестокие муки: насмешки, оплеухи, бичевание, был осужден на смерть и распят на кресте. Он добровольно предал Себя на эти страдания. В нем, в этом предании Себя на смерть, проявилась Его великая любовь к падшему человеческому роду.

Будучи Жизнью и Источником Жизни, Он не мог быть объятым смертью и адом, но разрушил их. Он победил смерть: духовную и физическую, – воскреснув на третий день после Своего распятия.

С тех пор разрушилось господство смерти над миром и человеком, ад был побежден. Это торжество Жизни и Любви Церковь особенно празднует в день Пасхи.

ЧЕРЕЗ сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову.

ЦЕРКОВЬ Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией. Здесь они силой Христовой избавляются от смерти и получают Жизнь Вечную. В Церкви они ускользают из рук ада и вступают в Царство Божие, становясь детьми Божиими. Церковь сама есть Царство Божие на земле. Она объединяет в себе всех, кто имеет одинаковую – православную – веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто живет одной церковной жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, и кто принял Крещение во имя Святой Троицы.

Крещение не принимают, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей и т.п.. Крещение – это вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д.

Кто может стать крестными родителями (восприемниками) ребенка?

Ими не могут стать муж и жена одновременно. А также: несовершеннолетние, монахи и монахини, отец и мать своего ребенка, преступники, безумные, люди, ведущие греховный образ жизни и занимающиеся недостойными для христианина делами. Необходимо знать, что в будущем браки между крестными и крестниками из-за духовного родства не одобряются.

Крестные родители должны быть верующими и крещеными в православной церкви. Кроме того, они должны быть близкими людьми для семьи ребенка, должны оказывать положительное влияние на своего крестника, участвовать в его духовном воспитании. Церковные каноны разрешают, в случае необходимости, ограничиться крестным отцом для мальчика и крестной матерью для девочки. Восприемники (крестные) не должны находиться в состоянии отлучения от Церкви, то есть пребывать в нераскаянных грехах. Поэтому перед крещением крестные родители должны исповедоваться.

Что происходит во время крещения

СЛОВО «крещение» по-гречески значит «погружение».

Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.

Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.

ЕСЛИ крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника, помогать родителям его воспитывать, изучать Библию и Православие, учить церковной жизни

РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.

СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце…».

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад и трижды отрекается от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни. Затем крещаемый должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом он объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести борьбы с диаволом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. После этого в знак своей веры крещаемый (или крестный за младенца) читает молитву «Символ веры», в которой содержаться все основные положения христианской веры.

ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло – символ милости, исцеления и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение). Это погружение символизирует смерть ветхого человека и воскресение нового, как чада Божия вместе со Христом.

ПОСЛЕ Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.

В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.

Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня. Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:

Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.

Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, совершается пострижение как благословение на будущую христианскую жизнь, и чин Крещения можно считать завершенным.

Что дальше?

Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался с Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь…

КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.

КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак (грудничков можно покормить), с утра ничего не поев.

ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.

МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.

Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.

Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути. В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.

Современная практика православного благочестия предполагает обязательное ношение на груди нательного креста – символа нашего спасения. Благочестивые люди не снимают крест никогда, стараются носить его достойно – не прячась, но и не выставляя на показ. Также не надо снимать крест с младенцев после Крещения. Для удобства наденьте его на короткую нитку (чтобы ребенок не зацеплял ручками) и пусть крест всегда будет на ребенке. Крест можно приобрести в храмах. Если вы приобрели крест в магазине – обратите внимание на то, чтобы он был каноническим и перед Крещением обязательно попросите священника освятить его.

ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям», заниматься практиками, несовместимыми с Православием (разного рода восточные медитации и моления, псевдохристианские течения типа свидетелей Иеговы, неоязыческие празднества и т.д.). Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.

Ни в коем случае нельзя принимать Крещение повторно. В случае если Вы не знаете, крестили ли Вас в детстве, либо слышали, что крестили верующие, но не священник (так называемым «неполным» чином), то обязательно скажите об этом священнику.

Что нужно знать приступая к Таинству Крещения?

Все, приходящие ко Крещению в сознательном возрасте или приносящие крестить детей (и родители, и крестные), должны знать, что Таинство Крещения, как и другие Таинства, совершаются только по осознанной вере приходящих к нему. Если вы хотите, чтобы благодатные дары этого Таинства пребывали с вами и вашими детьми, были спасительны, необходимо:

ЗНАТЬ основы Православной веры,

ВЕРОВАТЬ в Господа так, как на протяжении многих веков верует Церковь Христова и

ИМЕТЬ НАМЕРЕНИЕ жить по заповедям Божиим.

В противном случае происходит поругание Таинства, превращение его в только внешний обряд. Если люди приходят на Крещение формально, без подготовки, то священник по правилам Православной Церкви должен отложить Крещение для того, чтобы приходящие к Таинству подготовились.

Как поститься в Рождественский пост?

Наступил Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения. Так, на практике стало уже почти традицией вкушение рыбы не только в субботу и воскресенье, а почти во все дни, кроме среды и пятницы, хотя нельзя не учитывать, что во дни Рождественского поста у нас множество праздников, когда по уставу церковному разрешается вкушение рыбы.

Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти – раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.

Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.

И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в душе человека. Точно такого же свойства могут быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это – теплохладность, это – внешнее, формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, – Его любви, Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием. Аминь.

 

 

Поделиться в социальных сетях: